logo search
Учебник_Катькало_менеджмент

1.3. Предметная область исследований

курентной среды конца XX в., требующих для обеспечения как лидерства, так и выживания компаний их постоянного обновле­ния (табл. 1.1), начал зарождаться четвертый этап в концепту­ализации понимания сути стратегического управления. Логика ресурсной концепции была теперь усилена акцентом на его ди­намический характер стратегий фирм и их способности органи­зационного обучения для создания новых знаний, адекватных перманентно меняющимся рыночным возможностям.

Если в школе позиционирования и более ранних подходах суть стратегического управления виделась в оптимальной адап­тации фирмы к ее специфической внешней среде, иначе говоря, концепция стратегий была реактивной, то уже в стандартной ресурсной концепции содержанием успешных стратегий стало считаться не подавление любой ценой соперника в рыночной конкуренции, а создание собственных, труднокопируемых други­ми фирмами организационных компетенций как залога долго­срочного успеха в бизнесе. Новый шаг в понимании сути страте­гического управления означал, что она стала проактивной, по­скольку теперь от фирмы требовалось опережающее создание и развитие уникальных ресурсов и способностей. Эта передовая идеология была наиболее ярко сформулирована Г. Хамелом и К. К. Прахаладом, призвавших менеджеров искать источники конкурентных преимуществ не в умелом позиционировании в .., отрасли, а в уникальных ключевых компетенциях фирмы, и в ка­честве главного рецепта устойчивого успеха в бизнесе — «конку­рировать за будущее», быть лидерами в революционизации биз­нес-моделей и товарных рынков [Прахалад, Хамел, 2003; Хамел, Прахалад, 2002]. Хотя эти разработки имели весьма норматив­ный характер, они внесли весомый вклад, в научное осмысление стратегий фирм в экономике XXI в., дополняя более фундамен­тальную и самую перспективную ныне в теории стратегического управления концепцию динамических способностей фирмы.

Таким образом, эволюция научного понимания сути страте­гий фирм была сопряжена как с переменами в практике страте­гического управления фирмами, так и с развитием профильной научной дисциплины. На каждом этапе этой эволюции выраба­тывались соответствующие его обстоятельствам дефиниции, в

59