logo search
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе

сов фирмы, поскольку прояснение контуров будущей отрасли те­перь возможно лишь по мере ее создания.

В-третьих, значение ресурсного подхода, который стал следствием синтеза достижений неортодоксальной микроэконо­мики и теории организаций, а также результатов исследований вопросов собственно стратегического управления, было велико не только для теоретиков и практиков менеджмента, но и для об­щего развития теории фирмы. В современной литературе ресур­сная концепция оценивается как основа новой (возможно, наи­более перспективной) экономической теории фирмы [Нельсон, 1994; Foss, 1997].

Благодаря развитию ресурсной концепции в центре внима­ния исследователей стратегий фирм оказались классические эко­номические категории экономических рент и ресурсов, которые теперь были соединены в анализе механизмов устойчивых кон­курентных преимуществ с вопросами организационных струк­тур, систем и процессов. Соединение присущего экономической теории фирмы интереса к изучению природы, границ и внутрен­ней организации фирмы с типичным для исследований стратегий фирм приоритетом конкурентных преимуществ может быть перспективной основой для создания «стратегической теории фирмы», комплексно изучающей все эти вопросы [Катькало, 2004а; 2006] ,71

При этом анализ эволюции основных идей и понятий ресурс­ного подхода позволяет сделать вывод о том, что среди аналити­ческих интерпретаций механизмов создания фирмами экономи­ческих рент наиболее адекватной современным тенденциям раз-

71 Мэйнстрим современной микроэкономики в основном сосредоточен на анализе фиксированных факторов производства и в отличие от теории стратегического управления либо избегает предпосылки о неоднородности фирм, либо ищет ей объяснения иные, чем (действительные) внутриоргани-зационные. В свою очередь, неортодоксальные теории фирмы также не ак­центируют внимание на ключевых для стратегического управления фирмой вопросах природы и механизмах конкурентных преимуществ: теория трансакционных издержек акцентируется в основном на проблеме ее орга­низационных границ, а теория агентских отношений — на системе стиму­лов и контроля за эффективностью менеджеров.

388