logo search
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе

тоспособных компаний, было сопряжено с преодолением ряда методологических проблем, характерных ранее для исследований стратегий фирм. В первую очередь стержневым направлением стало развитие междисциплинарных подходов взамен мульти-дисциплинарных, прежде больше помогавшим продвигать тео­рию «не вглубь, а вширь». При этом главной задачей таких меж­дисциплинарных усилий стал поиск ответа на вопрос: «Почему фирмы в одной и той же институциональной среде и технологи­ческих условиях могут демонстрировать устойчивые различия в экономических результатах?» Ориентация на эту и другие фун­даментальные проблемы теории стратегического управления усиливала самоидентификацию данной научной дисциплины и предопределила ее методологический вектор — приоритет про­блемно-ориентированных исследований.

Другим новым методологическим акцентом стало понима­ние фирмы (ее ресурсов и организационных способностей) как основной единицы анализа при выяснения природы и механиз­мов устойчивых конкурентных преимуществ. Если для первого этапа теории стратегического управления был в целом характе­рен приоритет внутренних аспектов деятельности фирмы, для второго — акцент на внешнее (рыночное) окружение, то особен­ностью третьего этапа стал возврат на обновленной интеллекту­альной основе к внутриорганизационным способностям. В этом смысле авторская концепция эволюции теории стратегического управления несколько созвучна трактовке ее развития через ме­тафору «колебания маятника» Хоскиссона с соавторами [Hoskis-son et al., 1999], хотя первая трактует экономическую теорию организаций не как самостоятельный этап исследований страте­гий фирм, а как один из элементов интеллектуальной платфор­мы формирования ресурсного подхода.

Во-вторых, взлет ресурсной концепции на рубеже 1990-х гг. был обусловлен не только накоплением критической массы со­звучных ему научных концепций и тем, что концепция Портера перестала отвечать экономическим реалиям,70 но в особенности

70 Повторим, что огромному интересу к изучению конкурентных пре­имуществ на основе концепции Портера в немалой степени содействовали

386