logo search
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины

Во-первых, акцент этой концепции на динамику популяций обогащает методологию эмпирических исследований стратегий фирм. Если ранее теоретики менеджмента традиционно приме­няли при измерении результатов фирм финансовые коэффици­енты, то сторонники организационной экологии ввели здесь иные оценки — показатели смертности и выживания организа­ций во времени (индексы организационной демографии). Следо­вательно, приоритет в эмпирических исследованиях сместился на изучение популяций фирм на длинных временных интервалах. Помимо фокуса на лонгитюдный анализ, интерес к рождению, выживанию и смертности организаций был сопряжен с анализом ширины рыночных ниш и показателей конкуренции между по­пуляциями и внутри них — между субпопуляциями. При этом конкуренция изучалась на основе гораздо более четких количе­ственных показателей, нежели некоторые другие концепции стратегий вроде «барьеров мобильности» Портера.

Во-вторых, организационная экология углубила понимание стратегий специализации и дженерализма. Пионерной здесь была статья 1985 г. Г. Кэрролла «Концентрация и специализация: динамика ширины ниши в популяциях организаций» (русский перевод см.: [Кэрролл, 2005]), объектом исследования которого был огромный массив данных за период 1800-1975 гг. о 2808 ор­ганизациях газетной индустрии США. Ученый применил модель разделения ресурсов, в соответствии с которой организационная среда делится на общие и специализированные рынки (соответ­ственно, ежедневные газеты-дженералисты и мелкие специали­зированные издания), и установил, что в случае такой сегмента­ции нет универсальных организационных стратегий. Эта статья была важной вехой на пути ослабления постулатов стандартной экономической теории, зачастую сводившей проблему успешных стратегий организаций к фактору экономии от масштаба: Кэр­ролл, напротив, доказал, что при высокой концентрации отрасли и ее монополизации крупными компаниями-дженералистами в ней остается место для мелких специализированных фирм. Этот вывод был затем подтвержден работами Кэрролла, Ханнана, Фримена и их последователей на материалах автомобильной, ре­сторанной и других отраслей.

268