logo search
Учебник_Катькало_менеджмент

4.3. Неэкономические (организационные) концепции стратегий фирм

рынков, один из которых относительно стабилен, а другой — из­меняющийся, и пытаются получить выгоды от достоинств двух предыдущих «стратегических типов». Для «аналитиков» характер­на матричная структура. «Пассивные адаптаторы» (reactors) — это фирмы, топ-менеджеры которых зачастую осознают изменения в их организационной среде, но не способны на адекватные дейст­вия. Поскольку у таких организаций стратегия и структура рассо­гласованные они редко предпринимают усилия по адаптации до тех пор, пока их не принудит к этому давление внешней среды. Данные четыре базовых типа фирм могут отличаться в нюансах в зависимо­сти от специфики отрасли, однако в целом все фирмы, относящие­ся к одному типу, понимаются как имеющие много общих черт.42

Этот подход отличался от присущего школам проектирова­ния, планирования и позиционирования толкования стратегии как состыковки фирмы с ее внешней средой. В понимании Майлза и Сноу, исходивших из приоритета организационных факторов, ис­комым должно быть соответствие (fit) стратегии, структуры и организационных процессов фирмы, причем выбранная стратегия является относительно устойчивой и налагает ограничения на ре­акцию организации на изменения ее среды.43 Со временем фирма развивает повторяющиеся, проверенные правила или механизмы реагирования на внешние изменения (либо их игнорирования). Это аспект концепции Майлза и Сноу нашел отражение в их идее «цикла организационной адаптации». С ее помощью они предста­вили каждую фирму как постоянно принимающую управленче-

42 Например, особенности таких исповедующих стратегию «защитни­ ков» организаций, как больницы, издательские и сталелитейные фирмы, мо­ гут в точности не совпадать. Однако для всех «защитников» характерны ин­ вестиции в улучшение организационных процессов, а не в развитие новых продуктов и рынков; а также инвестиции в специализированное и высокопро­ изводительное оборудование; наделение значительными полномочиями топ- менеджеров, отвечающих за финансовый учет и управление операциями, и т. д.

43 Развитие исследований в рамках данной концепции на расширенном эмпирическом материале и с учетом появления новых организационных моделей фирм было представлено этими учеными в книге «Стратегическое соответствие, провалы фирм и „зал корпоративной славы"» [Miles, Snow, 1994], в которой они убедительно доказали зависимость успехов и неудач фирм от степени достижения такого соответствия.

271