logo search
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе

курентных преимуществ, а становятся таковыми при использо­вании для осуществления ее бизнес-процессов [Dierickx:, Cool, 1989; Грант, 2003]. При этом нематериальные ресурсы фирмы (характеризуемые траекторной зависимостью, социальной много­факторностью и неясностью причинно-следственных связей) имеют больше шансов стать источником конкурентных преиму­ществ, чем ее материальные ресурсы. Более того, к стратегиче­ским активам и компетенциям относятся лишь те, которые не боятся имитации и диффузии. Если традиционная кривая опыта подчеркивает компетенции в производственной эффективности как получаемые от обучения действием, то ресурсной логике со­ответствует понимание стратегических компетенций как сопря­женных с действиями по межфункциональной координации и между пулами специализированных знаний.

Уместно отметить, что пока в большинстве работ россий­ских специалистов по стратегиям понятие «ресурсы» использует-ся в ином, более традиционном толковании. При этом либо ре­сурсы анализируются в духе SWOT-анализа (изучаются преиму­щества фирм за счет относительно более эффективного исполь­зования одних и тех же ресурсов, вопрос уникальности которых не рассматривается),27 либо применяется популярный в отече­ственной литературе термин «потенциал предприятия» для под­черкивания уникальности прежде всего производственно-техно­логических ресурсов предприятия.28 Пореформенный опыт рос-

27 Такое толкование ресурсов довольно распространено в отечествен­ ных учебниках по стратегическому управлению (см., напр.: [Попов, 2003]).

28 Увязка понятия «потенциал предприятия» с анализом его конкурент­ ных преимуществ встречается в российской литературе лишь изредка. В ка­ честве примеров такого, гораздо более перспективного подхода, следует на­ звать книгу Г. Б. Клейнера, В. Л. Тамбовцева и Р. М. Качалова [Клейнер и др., №№}] irKOTDporfпотенциал предприятия определяется как совокупность на­ ходящихся в распоряжении предприятия «стратегических» ресурсов, имею­ щих определяющее значение для возможностей и границ функционирова­ ния предприятий в тех или иных условиях и обеспечивающих достижение предприятием конкурентных преимуществ, и монографию В. С. Ефремова [Ефремов, 1998], где справедливо утверждается, что потенциал организации, складывающийся из ресурсов и источников их пополнения, которыми она располагает, ее связей, положения и организационной системы в целом,

340