logo search
Учебник_Катькало_менеджмент

5.2. Содержание и методологические особенности ресурсной концепции

диционная экономическая теория никогда не признавала страте­гической роли менеджмента и считала, что для результатов фир­мы гораздо более значим правильный выбор отрасли. В 1980-е гг. данный тезис развивался в трудах Портера и был эмпирически подтвержден Р. Шмалензи [Schmalensee, 1985]. Однако доказа­тельная сила подобных исследований была ограниченной ввиду зауженности их задач: они стремились аргументировать роль отраслевого фактора прибылей и соответствующие различия фирм в прибылях, но не пытались сравнить факторы прибылей на уровнях отрасли и отдельной фирмы. Роль корпоративных эффектов межфирменных различий в прибылях была статисти­чески установлена уже в [Wernerfelt, Montgomery, 1988], но наи­более убедительным эмпирическим подтверждением ресурсной концепции стала работа Р. Рамелта [Rumelt, 1991], обнаруживше­го на репрезентативной выборке, что внутриотраслевые (меж­фирменные) различия в прибылях преобладают над межотрасле­выми в соотношении 7:1. В последнее десятилетие схожие выво­ды неоднократно делались по итогам статистического анализа обширных выборок компаний разной размерности, отраслевой и национальной принадлежности [Roquebert et al., 1996; Spanos et al., 2004].

Вместе с тем эмпирические исследования соотношения от­раслевых и организационных факторов различий в прибылях остаются областью острых методологических дискуссий. С одной стороны, при очевидном акценте на сравнение факторов отрасли и фирмы, менее тщательно сравнивались эффекты корпорации в целом и ее бизнес-единиц. Анализ выводов 11 крупнейших за последние 20 лет таких исследований (каждое охватывало несколь­ко сот корпораций и отраслей и несколько тысяч бизнес-единиц) показал: чаще всего они говорят об очень низких корпоративных эффектах, что противоречит теоретически общепризнанной роли корпоративной стратегии. Специальное изучение этого вопроса [Bowman, Helfat, 2001] не только показало необходи­мость развития методологии статистических исследований на основе покомпонентной (отрасль, бизнес-единица, корпорация) декомпозиции причин вариативности прибылей фирм, но и под­твердило высокие корпоративные эффекты.

329