logo search
Учебник_Катькало_менеджмент

5.2. Содержание и методологические особенности ресурсной концепции

го преимущества является наличие несовершенных «рынков стратегических факторов производства» («strategic factor mar­kets»), т. е. рынков, где имеет место расхождение между рыноч­ной ценой ресурсов и их реальной ценностью для фирмы-поку­пателя. Вывод Барни состоял в том, что ресурсы, которыми фир­ма обладает и которые она уже, скорее всего, оригинальным спо­собом использует для реализации своих рыночных продуктовых стратегий, с большей вероятностью будут для нее источниками экономических рент, чем ресурсы, которые она заново закупает извне. Данные идеи получили развитие в статье Дирекса и Кула [Diericx, Cool, 1989], предложивших схему анализа тех характери­стик имеющихся у фирмы ресурсов, которые позволяют таким ресурсам генерировать экономические ренты. Следуя концепции «механизмов изоляции» Рамелта, эти ученые утверждали, что наименьшие шансы быть предметом купли-продажи на рынках стратегических факторов имеют ресурсы, являющиеся частью «багажа активов» фирмы, а не «потока активов». Дирекс и Кул трактовали устойчивость конкурентных преимуществ (экономи­ческих рент) как следствие наличия ресурсов с ограниченной стратегической заменяемостью на эквивалентные активы, а так­же угроз экономического ущерба для фирм, пытающихся в сжа­тое время скопировать ресурсы других фирм.

Другим направлением усиления ресурсной концепции были разработки в ее русле Д. Тисом, С. Монтгомери, К. К. Прахаладом и Г. Хамелом проблемы диверсификации — одной из самых по­пулярных и устойчивых тем исследований в теории стратегическо­го управления.14 Д. Тис [Теесе, 1980] первым соединил при изуче­нии диверсификации созвучную ресурсной логике идею извлече-

14 Основная часть эмпирических работ здесь сфокусирована на анализе разнообразия продуктов или бизнесов фирмы, и начало исследований в этом направлении было положено классической монографией Р. Рамелта «Страте­гия, структура и экономические результаты» [Rumelt, 1974]. Географическое разнообразие деятельности фирмы стало предметом интереса ученых позд­нее: здесь одной из отправных работ является книга К. К. Прахалада и И. До­за «Многонациональная миссия» [Prahalad, Doz, 1987]. Анализ различных механизмов управленческого контроля в ситуации многопрофильной фир­мы представлен в статье [Чандлер, 2003].

325