logo search
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе

нию Уильямсона, в отличие от разработанной им трансакцион-ной теории фирмы, которая «обосновывает общие решения от­носительно выбора между собственным производством и вне­шними закупками, концепция компетенций фирмы предлагает рецепты по частным вопросам» ([Уильямсон, 2003, с. 95], курсив в оригинале. — В. К.). Идея комплементарности (хотя и в не­сколько иных ракурсах) контрактного и ресурсного подходов к изучению стратегий фирм получила развитие также в трудах ряда ведущих зарубежных (Д. Тис, Н. Фосс и др.) и российских исследователей. Из отечественных разработок вопроса следует прежде всего выделить контрактную модель стратегии фирмы В. Тамбовцева [Тамбовцев, 2000] и системно-интеграционную теорию предприятия Г. Клейнера [Клейнер, 2002а; 2004]. С точки зрения автора настоящей монографии, при обсуждении компле­ментарности рассматриваемых концепций важно учитывать так­же, что обе они вносят серьезный вклад в изучение корпоратив­ных стратегий фирм (в отличие от акцента на конкурентные стратегии в школе позиционирования), но при этом изучают их разные аспекты: для концепции механизмов управления приори­тетны вопросы вертикальной интеграции и организационных структур, а для концепции компетенций — вопросы диверсифи­кации.

Следует напомнить здесь, что проблема эффективных стра­тегий диверсификации с 1960-х гг. была центральной для иссле­дований общей конкурентоспособности и механизмов роста фирм. Именно в этом разделе влияние ресурсной концепции на современные представления о стратегическом управлении было наибольшим. С одной стороны, ныне ресурсная концепция явля­ется общепринятой (в исследованиях стратегического управле­ния и экономической науке) теорией корпоративной диверсифи­кации [Mahoney, Pandian, 1992; Foss, 1997; Piscitello, 2004].a С дру­гой стороны, для взвешенной оценки трудностей и успехов в

66 В исследованиях корпоративной стратегии понятием «корпорация» обычно обозначается диверсифицированная компания, что не противоре­чит исходному применению данного понятия для описания конкретной органшационно-празовой формы бизнеса акционерного общества.

378

5.5. Операционализация и эмпирическая проверка ресурсной концепции...

операционализации ресурсного подхода важно, что на основе его идеологии самые значимые достижения в выработке для менед­жеров нормативных рецептов получены именно в области стра­тегий диверсификации. Свидетельство тому — использование ресурсной логики при обсуждении проблемы диверсификации в современных учебниках по стратегическому управлению и кор­поративной стратегии.67

Как отмечалось в разделах 5.1 и 5.2, уже на начальной ста­дии разработки ресурсного подхода в 1980-е гг. его пионеры (Б. Вернерфельт, Д. Тис, Р. Рамелт, С. Монтгомери и др.), разви­вая идеи Э. Пенроуз об обусловленности стратегий роста фирмы ее ресурсным багажом, сформулировали основы новой теории диверсификации. В центре исследований феномена диверсифи­кации находится выяснение того, чем определяется направление соответствующих стратегий фирм, и в частности их развитие по пути связанной или несвязанной диверсификации. В отличие от альтернативных трактовок диверсификации (концепции рыноч­ной силы и агентских отношений),68 ресурсная концепция утвер­ждает, что фирмы растут через диверсификацию путем исполь­зования имеющихся у них потенциалов роста, принимающих форму организационных компетенций либо унаследованных управленческих ресурсов.

В 1990-е гг. эта линия теоретизирования на тему диверсифи­кации получила развитие благодаря подключению потенциала

67 Этот подход активно применяется и в основных учебниках по стра­ тегическому маркетингу. Так, Ж.-Ж.Ламбен [Ламбен, 2004], автор одного из лучших европейских учебников данного профиля, считает, что успешные стратегии диверсификации часто основаны на ключевых компетенциях.

68 Концепция рыночной силы в целом строится на идеях теории от­ раслевой организации и исходит из предпосылки о том, что диверсифици­ рованная фирма может получать дополнительные экономические выгоды от ведения бизнеса в условиях сознательного ограничения конкуренции. Концепция агентских отношений трактует слияния (финансируемые из не­ распределенной прибыли), которые инициируются менеджерами и невы­ годны собственникам, как проявление конфликта их интересов в случае решений о диверсификации. Наиболее полный обзор исследований дивер­ сификации в последней трети XX в. см.: [Palich et al., 2000].

379