logo search
Учебник_Катькало_менеджмент

5.2. Содержание и методологические особенности ресурсной концепции

сылках: во-первых, различия между ресурсными багажами фирм порождают различия в их экономических результатах, и, во-вто­рых, фирмы стремятся повысить (если не максимизировать) эти результаты.

Главный тезис ресурсной концепции состоит в том, что при­сущая фирмам неоднородность может быть устойчивой ввиду обладания ими уникальными ресурсами и организационными способностями, которые, являясь источниками экономических рент, определяют конкурентные преимущества конкретных фирм. Каждая фирма в принципе может обладать неоднородны­ми ресурсами и способностями, которые трудно быстро изме­нить ввиду сложности процесса их накопления и которые явля­ются источником рент, не доступных другим фирмам. Кроме того, часть таких ресурсов, например некодифицируемое («неяв­ное») знание, не может быть объектом сделок на рынках факто­ров производства. Смыслом стратегического управления стано­вится, следовательно, поддержание и накопление активов, генери­рующих подобные ренты, вкупе с набором других комплементар­ных, но доступных на рынке активов. Подчеркнем, что ресурсная концепция изначально трактовала стратегии бизнеса в связи не с монопольными рентами (доходами от рыночной власти), а с ри-кардианскими рентами (доходами от использования ресурсов фирмой, превращающей их в свое конкурентное преимущество).19

Принципиальная новизна ресурсной концепции состоит именно в определении условий, при которых фирмы имеют кон­курентное преимущество в состоянии экономического равнове­сия. Временные преимущества фирм было бы довольно легко объяснить на основе более традиционной теории отраслевой организации как феномен неравновесия. Другим важным отли­чием ресурсного подхода является акцент на организационные,

19 В дальнейшем в рамках динамического ответвления ресурсного под­хода — концепции динамических способностей — спектр изучаемых рент был расширен путем включения в него шумпетерианских (или предприни­мательских) рент, основанных на уникальных организационных рутинах, знаниях и инновациях, и в последние годы — «отношенческих» рент, извле­каемых из стратегических межфирменных отношений. Подробнее см. разд. 5.3 и гл. 6.

331