logo search
Учебник_Катькало_менеджмент

4.3. Неэкономические (организационные) концепции стратегий фирм

ных предприятиях, диверсификации и участии в советах дирек­торов других компаний. Стратегический выбор организации был стержневым элементом модели ресурсной зависимости: полага­лось, что при взаимодействии с внешней средой она сталкивает­ся с рядом альтернатив своего развития, и отрицалась возмож­ность единственной оптимальной структуры или образа дей­ствий. При этом подчеркивалась важность для стратегического выбора не столько требований внешних групп, сколько распре­деления власти внутри организаций. В модели ресурсной зависи­мости власть реализуется прежде всего теми, кто может влиять на получение ключевых ресурсов из внешней среды, и теми, кто имеет влияние на потоки ресурсов, находящихся в зоне дискре­ционных решений менеджеров.

Несмотря на оригинальную трактовку одного из основных аспектов стратегий фирмы (деятельности по получению важней­ших для нее ресурсов), концепция ресурсной зависимости не сыграла в развитии теории стратегического управления столь крупной роли, как созвучная ей концепция стейкхолдеров. Глав­ная слабость модели ресурсной зависимости состояла в игнори­ровании понятия цели как части процесса принятия стратегиче­ских решений, что и предопределило затухание к настоящему времени этого направления исследований стратегий фирм.

В свою очередь, бурное развитие в последние 20 лет подхода к стратегическому управлению с позиций концепции стейкхолде­ров, впервые представленного в одноименной книге Р. Фримена [Freeman, 1984], во многом объясняется удачным сочетанием по­нятия стратегических целей фирмы и логики ее взаимодействия с группами, заинтересованными в ее результатах. Согласно классическому определению, стейкхолдер — это «любая группа или индивидуум, которые могут влиять на достижение фирмой своих целей либо испытать на себе влияние вследствие этих ее действий» [Freeman, 1984, р.25]. Такое видение перекликается с идеями школы позиционирования, но заменяет термин «рынок» на термин «внешняя среда» (что обогащает понимание внешнего контекста организации) и предполагает необходимость увязыва­ния интересов фирмы с интересами ее внешних (акционеры, по­ставщики, потребители и др.) и внутренних (наемные работни-

263