logo search
Учебник_Катькало_менеджмент

4.3. Неэкономические (организационные) концепции стратегий фирм

обоснования важности «развивающейся» стратегии по сравне­нию с «преднамеренной» стал многократно обсуждавшийся в ли­тературе легендарный сюжет проникновения компании Honda на американский рынок мотоциклов.29 Значение этого кейса в исто­рии исследований стратегического управления было велико и потому, что он стал одним из наиболее веских подтверждений огромной роли здесь качественного анализа углубленных кейсов и серьезных пределов в объяснении стратегий фирм научных методов, основанных исключительно на количественных инстру­ментах анализа.

Проведенное во второй половине 1970-х гг. Дж. Квинном ис­следование моделей стратегического управления в 10 крупных международных компаниях США и Европы также подтвердило, что классические системы планирования неадекватно характери­зуют реальные стратегические процессы. Разделяя определение Минцбергом стратегии как паттерна управленческих решений, Квинн уделил особое внимание вопросу стратегических измене­ний. Он считал, что поскольку крупные изменения предполагают очень высокий уровень неопределенности, то детальное плани­рование организационных изменений — напрасный труд. Вмес­то этого Квинн предлагал такой способ построения и управления организационными процессами и действиями с учетом главной намеченной цели, чтобы двигаться к ней путем приростных (по­степенных) изменений, т. е. инкрементально. При этом Квинн

29 Согласно трактовке событий консультационной компанией BCG, Honda применила аналитический подход к формулированию стратегии проникновения, основанный на логике отдачи от масштабов продаж для достижения доминирования на мировом рынке мотоциклов. Однако ин­тервью Р. Паскаля с менеджерами компании Honda, участвовавшими в этой операции, вскрыли иную историю событий [Pascale, 1984]. Исходное решение о проникновении на рынок США было мало подкреплено его ана­лизом и не включало никакого ясного плана создания на нем у компании Honda сильной позиции. Выдающийся успех здесь мотоцикла Honda 50cc Supercub был удивлением для компании, поскольку она полагала, что ос­новные рыночные возможности связаны с ее мотоциклами больших раз­меров. Дискуссия о природе этого «эффекта компании Honda» и выводах из него продолжается.

257