logo search
Учебник_Катькало_менеджмент

1.4. Собственный понятийный аппарат

преимуществ и в анализе не столько конкурентных стратегий, сколько стратегий более высокого порядка, а именно — корпо­ративных. Хотя основы новой философии конкурентных пре­имуществ были сформулированы уже в 1980-х гг. (работы Б. Вер-нерфельта, Р. Рамелта, Д. Тиса, Дж. Барни и др.), впервые четко в управленческих терминах она была изложена в 1990 г. в статье К. К. Прахалада и Г. Хамела «Ключевая компетенция корпора­ции» (русский перевод см.: [Прахалад, Хамел, 20031). По образно­му выражению этих ученых, диверсифицированную корпорацию можно представить в виде большого дерева, корневая система которой есть аналог набора ее ключевых (организационных) компетенций. Следуя этой метафоре, можно сказать, что нельзя понять истинную причину силы конкурентов, если изучать толь­ко их конечные продукты, аналогично тому, как не понять при­чину силы дерева, если изучать только его листву.

В настоящей монографии автор исходит из типичного для ресурсной концепции понимания редких и недоступных на рын­ке ресурсов фирмы как главных источников ее конкурентных преимуществ. При этом наиболее значимые перспективы извле­чения экономических выгод сопряжены с организационными способностями, отличающимися особой немобильностью на рынке. Следовательно, конкурентное преимущество имеет место, когда фирма осуществляет такую стратегию создания ценности и присвоения рент (используя свои ценные и редкие ресурсы и орга­низационные способности), которая одновременно не может быть реализована никем из ее нынешних или потенциальных конкурен­тов. В рамках этого подхода есть возможность новых толкований относительности и устойчивости конкурентных преимуществ.

В традиционном подходе относительность конкурентных преимуществ имеет ряд проявлений. Во-первых, преимущества всегда относительны конкретной арены конкуренции (отрасле­вой или географической): некое преимущество в одной ситуации может не быть таковым в другой, поскольку могут меняться со­став конкурентов, способы ведения бизнеса и конкуренции либо потребности клиентов. Во-вторых, относительна и конкуренция, для которой создаются преимущества, поскольку есть различия между реальной (между имеющимися соперниками) и потенци-

73